Официальный сайт органов местного самоуправления внутригородского муниципального образования - муниципального округа Внуково в городе Москве

МЧС информирует

101 метр для спасения

101 метр для спасения

Сегодня в мире отмечают день рождения пожарной автолестницы.

8 апреля 1766 года в США запатентовали первую пожарную лестницу ее длина составляла 10 метров.

На протяжении четверти века инженеры и техники совершенствовали пожарную автолестницу и уже сейчас на вооружении столичных огнеборцев не только 30 метровые автолестницы, но и 101 метровые механизмы.

Большой вклад внесли Российские инженеры и техники. В 1777 году Императорская академия наук и художеств в Санкт-Петербурге (сейчас Российская академия наук) рассмотрела и одобрила первый в мире проект механической лестницы.

 Это была площадка, поднимавшаяся замысловатым рычажным механизмом на высоту 20 метров. В 1778 году за данный проект механической пожарной лестницы слесарь Пётр Дальгрен от Императорской академии наук и художеств в Санкт-Петербурге получил медаль.

Создание первой трёхколенной лестницы (выдвижной) датируется 1809 годом. Её автор, русский механик Кирилл Васильевич Соболев, был награждён медалью "За полезное".

Через год Петербургский архитектор Вильям Гесте создаёт пятиколенную лестницу, с помощью которой можно подняться на 17-метровую высоту. В "Практическом наставлении брандмейстерам…", опубликованном в 1818 году, записано: "…лестница механическая о пяти коленах, кои одно из другого вытягиваются…".

Во второй половине XIX века на вооружении российских пожарных были довольно громоздкие и маломаневренные выдвижные лестницы конструкции Лобова на 4 колесных конных повозках.

В 1895 году по чертежам А.А. Сергеева была построена механическая лестница, известная как "лестница образца 1895 года", которая из-за своей прочности и маневренности получила широкое распространение и ставшей надежной помощницей пожарных на долгие годы.

В 20 веке все стремительней росли высотные здания, города привлекали все больше новых жителей, техники. И также стремительно росли требования к тушению пожаров. В 1920 году московские пожарные приспособили шасси трехтонного грузовика "Берлие" для транспортировки лестницы "Магирус". Опыт оказался удачным.

В сентябре 1932 года в Ленинграде появились несколько машин со съемными механическими лестницами. Она была установлена на шасси автонасоса Я-3 выпуска 1932 года. Приехав к месту бедствия, пожарные снимали подвешенную сзади катушку с рукавами, лебедкой опускали на землю лестницу вручную устанавливали ее в боевое положение, используя затем машину как обычный автонасос. Бойцам эта "тушилка" нравилась. Поэтому ЛПО заказала еще несколько таких же автолестниц, благодаря чему в 1934 году Ленинград избавился от конных пожарных ходов.

И все же "накатный" способ доставки выдвижных лестниц казался неперспективным. Требовалась новая конструкция. Сделать ее на заводе "между планом и отдыхом" было невозможно. Страна явно нуждалась в научном центре, способном вести исследования и разработки в пожарном деле. Такую организацию создали в 1935 году — Центральный научно-исследовательский институт противопожарной обороны — ЦНИИПО (ныне Федеральное государственное бюджетное учреждение "Всероссийский ордена "Знак Почёта" научно-исследовательский институт противопожарной обороны" МЧС России – далее ФГБУ ВНИИПО МЧС России). Он расположился в подмосковном поселке Балашиха (с 1939 года — город). За первые два года работы там удалось спроектировать десятки новых машин и устройств для борьбы с огнем. В их числе - металлическая выдвижная лестница высотой более 30 м, размещенная на шасси грузовика ЗИС-6.

Проект передали на Московский завод пожарных машин. Там работали над собственной выдвижной лестницей высотой 45 м. Сотрудничество со специалистами ЦНИИПО привело к тому, что обе идеи были объединены, и вскоре заводчане сделали чертежи механизированной автолестницы К-30 (высота 30,1 м). Возможностей изготовить опытный образец не оказалось. Чтобы воплощать проекты и конструкторам не работать "в корзину", в 1938 году при Проммаше организовали специальный главк, ответственный за выпуск всех видов пожарной техники. И дело пошло. К середине 30-х годов в стране накопилось несколько десятков выдвижных пожарных лестниц "Магирус" и "Метц", сделанных еще в 20-х и начале 30-х годов.

Автолестницу К-30 приспособили для тушения огня. На последней ступени верхнего колена закрепили ствол, рукав соединяли с автонасосом. Вода подавалась вверх.

Вместе с “ростом” зданий росли и пожарные автолестницы. Если первая запатентованная пожарная лестница была чуть менее 10 метров, а механическая поднималась до 20 метров, то на сегодняшний день в территориальном пожарно-спасательном гарнизоне столицы имеется 79 подъёмных механизмов, 59 из которых – автолестницы с диапазоном длины от 30 до 60 метров; 13 коленчатых диапазон которых от 30 до 101 м и 7 телескопических подъёмников. Дополнительно в пожарно-спасательных подразделениях проводится работа по дооборудованию подъёмных механизмов специальными гребёнками для организации подачи воздушно-механической пены высокой и средней кратности в зону горения.

Сложно подсчитать сколько жизней было спасено за 254 года существования пожарной автолестницы. Но мегаполисы предъявляют все более жесткие требования к тактике тушения пожаров и не исключено, что в скором будущем появятся автолестницы и выше 100 метров.



14.04.2020
©2007—2024 www.munvnukovo.ru
Все материалы сайта доступны по лицензии
Creative Commons Attribution 3.0