Мы продолжаем цикл статей о специализированной технике, стоящей на вооружении подразделений Пожарно-спасательного центра Москвы. И на этот раз в центре нашего внимания окажется автолестница.
Пожарная автолестница – это специальный пожарный автомобиль, оборудованный стационарной механизированной выдвижной и поворотной лестницей. Работа на высоте – это неотъемлемая часть службы столичных огнеборцев, и когда пожарным требуется быстро подняться до уровня верхних этажей и крыш, именно эта машина приходит к ним на помощь.
Основное назначение автолестницы заключается в тушении пожаров на высоте и спасении людей с верхних этажей. Безошибочно узнать этот автомобиль можно по расположенной позади кабины стационарной раздвижной стреле с люлькой. Обычно лестница находится в сложенном положении и только во время работы раскладывается во всю длину. В зависимости от модели автолестницы стрела может состоять из разного числа секций. Шасси автолестницы оснащено специальными опорными устройствами, которые при развёртывании упираются в землю, обеспечивая устойчивость машины. При этом лестница способна вращаться на 360 градусов вокруг своей оси, что уменьшает её зависимость от месторасположения шасси.
Для тушения пожаров на высоте на вершине стрелы устанавливаются различные устройства для подачи воды или иных огнетушащих веществ. Подъём и спуск по пожарной автолестнице осуществляется в люльке или по стреле. Для экстренной эвакуации людей с высоты предусмотрено крепление эластичного спасательного рукава.
Есть у автолестницы и более нестандартные способы применения. Например, её люлька может служить наблюдательным пунктом при штабе пожаротушения. С высоты десятков метров огнеборцы могут обозревать обширную площадь, на которой возник пожар, и координировать действия остальных расчётов. Пожары возникают не только днём, но и в ночное время суток, так что на люльке автолестницы можно установить несколько прожекторов и освещать ими место происшествия. Наконец, автолестница может поднимать не только людей, но и грузы, так что её можно использовать в качестве импровизированного крана для подъёма и перемещения грузов при разборке конструкций.
На вооружении Центра находится несколько разных моделей этой техники. Основное их различие заключается в длине стрелы, но есть и другие, не менее значимые особенности.
Например, длина стрелы низкопрофильной автолестницы АЛ-30 составляет 32 метра и состоит из четырёх секций. Всего за 37 секунд она способна поднять на максимальную высоту сразу нескольких пожарных или 300-килограмовый груз. Через её лафетный ствол можно подавать в очаг пожара 20 литров воды в секунду. Эта модель весит 14 тонн, а мощь её двигателя составляет 299 лошадиных сил, что позволяет водителю развивать скорость до 80 километров в час.
Автолестница АЛ-42 способна поднимать груз весом 480 килограмм на высоту в 42 метра. На развёртывание ей нужно всего 48 секунд, а лафетный ствол пропускает через себя 60 литров воды в секунду. Скорость этой машины достигает 90 километров в час. Для облегчения работы данная автолестница оборудована системой компьютерной стабилизации.
Одной из самых высоких автолестниц на сегодняшний день является АЛ-52. Её лестница из шести секций способна поднять до трёх пожарных одновременно или груз весом в 270 килограмм на высоту до 52 метров. По стреле этой машины могут одновременно спуститься до 12 человек. Через её лафетный ствол в очаг возгорания подаётся более 30 литров в секунду. На сегодняшний день этот гигант базируется в гараже пожарно-спасательного отряда №207.
Но самая большая рабочая высота на сегодняшний день остаётся за АЛ-55. Она способна поднять на 55-метровую высоту 300 килограмм или трёх огнеборцев одновременно. Системы компьютерной стабилизации комплекта колен и компенсации уклона, а также Х-образные телескопические опоры делают эту машину максимально безопасной при работе. Все её движения ежесекундно контролируются компьютерной системой.
Фото: Пресс-служба Департамента по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и пожарной безопасности города Москвы