МУНИЦИПАЛЬНЫЙ ОКРУГ ВНУКОВО
Официальный сайт органа местного самоуправления муниципального округа ВНУКОВО в городе Москве

Прокурор разъясняет

Административная ответственность за посягательство на общественный порядок и общественную безопасность

Вопросы, связанные с правонарушениями и преступлениями в области общественного порядка и общественной безопасности, остаются крайне актуальными.

Административные правонарушения, посягающие на общественный порядок и безопасность, представляют собой негативные проявления человеческого отношения к сложившимся в обществе культуре, порядку и духовным идеалам, общему ощущению защищенности и безопасности.

Общественный порядок и общественная безопасность повсеместно во все времена и во все эпохи охранялись нормами действующих во всех государствах законодательных актов и иных устоявшихся в обществе правил социального поведения.

Административные правонарушения, посягающие на общественный порядок и общественную безопасность, наносят существенный вред всем сферам жизнедеятельности человека: мешают созидательному труду, нормальному отдыху, интеллектуальным и творческим устремлениям, способствуют возникновению дискомфорта в сфере общественных отношений, чувства нестабильности, незащищенности и даже страха перед негативными последствиями, которые сопровождают данные виды правонарушений.

В целом на основании анализа массива определений, общественным порядком будет являться система общественных отношений, основанную на правовых нормах и иных правилах сосуществования, обеспечивающую нормальные условия для трудовой и общественной деятельности граждан, их отдыха и быта, гарантирующую общественное спокойствие, уважение к общественной нравственности, чести и достоинству людей, сохранность имущества.

Существует тесная связь общественного порядка и общественной безопасности. Общественная безопасность, с юридической точки зрения, понимается как система общественных отношений, связанная с обеспечением спокойствия граждан, неприкосновенностью жизни и здоровья индивида, нормальными условиями труда и отдыха граждан, функционированием государственных органов, учреждений, общественных организаций, предприятий и других подобных коллективных субъектов.

Общественный порядок позволяет обеспечивать безопасность; меры по обеспечению общественной безопасности, в свою очередь, являются фактором поддержания надлежащего правопорядка в социуме.

Сегодня основным нормативным актом, регулирующим вопросы общественной безопасности, выступает Основной закон - Конституция Российской Федерации. Кроме того, важные правовые нормы содержатся в ряде федеральных законов, нормативных актов органов государственной власти, регулирующих, в частности, вопросы пожарной безопасности, оборота оружия, режима чрезвычайной ситуации и контртеррористической операции и т.п.

Охрана общественного порядка и безопасности осуществляется как силами органов государственной власти, так и общественными объединениями и гражданами; однако основную роль в обеспечении общественной безопасности, равно как в охране общественного порядка, играют правоохранительные органы, которые осуществляют одновременно правоприменительную и административно-юрисдикционную деятельность.

Юридические составы правонарушений, посягающих на общественный порядок и общественную безопасность, содержатся в главе 20 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП), их 37, а именно: статья 20.1. (мелкое хулиганство); статья 20.2. (нарушение установленного порядка организации либо проведения собрания, митинга, демонстрации, шествия или пикетирования);статья 20.2.2. (организация массового одновременного пребывания и (или) передвижения граждан в общественных местах, повлекших нарушение общественного порядка);статья 20.2.3. (невыполнение обязанностей по информированию граждан, органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации или органа местного самоуправления о принятии организатором публичного мероприятия решения об отказе от проведения публичного мероприятия либо подача уведомления о проведении публичного мероприятия без цели его проведения);статья 20.3. (пропаганда либо публичное демонстрирование нацистской атрибутики или символики, либо атрибутики или символики экстремистских организаций, либо иных атрибутики или символики, пропаганда либо публичное демонстрирование которых запрещены федеральными законами);статья 20.3.1. (возбуждение ненависти либо вражды, а равно унижение человеческого достоинства);статья 20.4. (нарушение требований пожарной безопасности);статья 20.5. (нарушение требований режима чрезвычайного положения);статья 20.6. (невыполнение требований норм и правил по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций);статья 20.7. (невыполнение требований и мероприятий в области гражданской обороны);статья 20.8. (нарушение правил производства, приобретения, продажи, передачи, хранения, перевозки, ношения, коллекционирования, экспонирования, уничтожения или учета оружия и патронов к нему, а также нарушение правил производства, продажи, хранения, уничтожения или учета взрывчатых веществ и взрывных устройств, пиротехнических изделий, порядка выдачи свидетельства о прохождении подготовки и проверки знания правил безопасного обращения с оружием и наличия навыков безопасного обращения с оружием или медицинских заключений об отсутствии противопоказаний к владению оружием);статья 20.9. (установка на гражданском или служебном оружии приспособления для бесшумной стрельбы или прицела (прицельного комплекса) ночного видения); статья 20.10. (незаконные изготовление, продажа или передача пневматического оружия);статья 20.11. (нарушение сроков регистрации (перерегистрации) оружия или сроков постановки его на учет);статья 20.12. (пересылка оружия, нарушение правил перевозки, транспортирования или использования оружия и патронов к нему);статья 20.13. (стрельба из оружия в отведенных для этого местах с нарушением установленных правил или в не отведенных для этого местах);статья 20.14. (нарушение правил сертификации оружия и патронов к нему);статья 20.15. (продажа механических распылителей, аэрозольных и других устройств, снаряженных слезоточивыми или раздражающими веществами, электрошоковыми устройствами либо искровыми разрядниками, без соответствующей лицензии);статья 20.16. (незаконная частная детективная или охранная деятельность);статья 20.17. (нарушение пропускного режима охраняемого объекта);статья 20.18. (блокирование транспортных коммуникаций);статья 20.19. (нарушение особого режима в закрытом административно-территориальном образовании (ЗАТО);статья 20.20. (потребление (распитие) алкогольной продукции в запрещенных местах либо потребление наркотических средств или психотропных веществ, новых потенциально опасных психоактивных веществ или одурманивающих веществ в общественных местах);статья 20.21. (появление в общественных местах в состоянии опьянения);статья 20.22. (нахождение в состоянии опьянения несовершеннолетних, потребление (распитие) ими алкогольной и спиртосодержащей продукции либо потребление ими наркотических средств или психотропных веществ, новых потенциально опасных психоактивных веществ или одурманивающих веществ);статья 20.23. (нарушение правил производства, хранения, продажи и приобретения специальных технических средств, предназначенных для негласного получения информации);статья 20.24. (незаконное использование специальных технических средств, предназначенных для негласного получения информации, в частной детективной или охранной деятельности);статья 20.25. (уклонение от исполнения административного наказания);статья 20.26. (самовольное прекращение работы как средство разрешения коллективного или индивидуального трудового спора);статья 20.27. (нарушение правового режима контртеррористической операции);статья 20.28. (организация деятельности общественного или религиозного объединения, в отношении которого принято решение о приостановлении его деятельности);статья 20.29. (производство и распространение экстремистских материалов);статья 20.30. (нарушение требований обеспечения безопасности и антитеррористической защищенности объектов топливно-энергетического комплекса);статья 20.31. (нарушение правил поведения зрителей при проведении официальных спортивных соревнований);статья 20.32. (нарушение правил обеспечения безопасности при проведении официальных спортивных соревнований);статья 20.33. (осуществление деятельности на территории Российской Федерации иностранной или международной неправительственной организации, в отношении которой принято решение о признании нежелательной на территории Российской Федерации ее деятельности);статья 20.34. (нарушение требований к оборудованию инженерно-техническими средствами охраны важных государственных объектов, специальных грузов, сооружений на коммуникациях, подлежащих охране войсками национальной гвардии Российской Федерации).

Объективная сторона данных правонарушений выражается в форме действия (например, появление в общественных местах в состоянии опьянения и др.), либо в форме бездействия (нарушение требований пожарной безопасности, режима чрезвычайного положения, и др.).

Объективная сторона изучаемых правонарушений проявляется в нарушении или несоблюдении правил и требований, которые содержатся в правовых нормах, направленных на обеспечение общественного порядка и общественной безопасности граждан, общества и государства.

Субъектами административного правонарушения в рассматриваемых сферах могут быть физические и юридические лица.

К лицам, совершившим административные правонарушения, посягающие на общественный порядок и общественную безопасность, применяются следующие виды наказаний, установленные КоАП: административный штраф; конфискация орудия совершения или предмета административного правонарушения; лишение специального права, предоставленного физическому лицу; административный арест; дисквалификация; административное приостановление деятельности; обязательные работы.

Первый заместитель

Солнцевского межрайонного

прокурора г. Москвы                                                                                        М.С. Сухарев

©2007—2024 www.munvnukovo.ru
Все материалы сайта доступны по лицензии
Creative Commons Attribution 3.0