Солнцевская межрайонная прокуратура г. Москвы разъясняет, что объективная сторона преступления выражается в посягательстве на жизнь государственного или общественного деятеля, то есть в действиях, непосредственно направленных на умышленное причинение смерти указанным лицам.
Состав данного преступления является усеченным, то есть момент юридического окончания деяния не зависит от наступления общественно опасных последствий - смерти потерпевшего.
Объективная сторона посягательства на жизнь государственного или общественного деятеля, таким образом, заключается в его убийстве или покушении на убийство. Поскольку ст. 277 УК РФ является специальной нормой по отношению к п. "б" ч. 2 ст. 105 УК РФ, дополнительной квалификации по этой статье, а также по статьям, предусматривающим ответственность за преступления против здоровья (например, в случае если смерть потерпевшего по независящим от виновного обстоятельствам не наступила, однако в результате нападения был причинен вред его здоровью), не требуется.
Покушение на данное преступление возможно лишь при ошибке в личности потерпевшего. Так, в случае убийства другого человека, которого преступник перепутал с государственным (общественным) деятелем, посягательство на которого хотел совершить, его действия подлежат квалификации по ч. 3 ст. 30, ст. 277 УК РФ и по ст. 105 УК РФ.
Если действий, входящих в объективную сторону преступления, виновным совершено не было, однако предприняты меры к его подготовке (разработан план нападения, приисканы орудие преступления, соучастники и т.п.) и деяние не было доведено до конца по независящим от этого лица обстоятельствам, содеянное следует квалифицировать как приготовление к посягательству на жизнь государственного или общественного деятеля.
Посягательства на жизнь двух и более государственных или общественных деятелей, охватываемые единым умыслом виновного и совершенные одновременно (без разрыва во времени), совокупности не образуют и должны расцениваться как единое преступление.
При убийстве по найму государственного или общественного деятеля действия исполнителя могут быть квалифицированы по анализируемой норме при условии, если он был осведомлен о личности потерпевшего, характере осуществляемой им деятельности и, соответственно, о цели (мотиве) преступного посягательства. При отсутствии этих условий, исходя из принципа субъективного вменения, его действия подпадают под п. "з" ч. 2 ст. 105 УК РФ (убийство по найму).