Солнцевский межрайонный прокурор г. Москвы разъясняет, что публичность и открытость деятельности государственных органов и органов местного самоуправления означает, прежде всего, четкое разграничение компетенции того или иного органа власти, что исключает неоправданное дублирование полномочий, а также услуг, которые оказываются такими структурами (для этого принимаются соответствующие регламенты оказания таких услуг). По сути, публичность и открытость можно отождествлять с прозрачностью деятельности органов власти. В общетеоретическом понимании открытость (прозрачность или транспарентность) означает наличие ясных правил и действенных механизмов, обеспечивающих соблюдение этих правил.
Открытость деятельности государственных органов и органов местного самоуправления заключается:
- в предоставлении достаточной и полной информации, позволяющей физическим и юридическим лицам принимать обоснованные решения;
- в своевременном предоставлении необходимой информации, гарантирующей физическим и юридическим лицам ее актуальность;
- в доступности информации для всех заинтересованных сторон.
Публичность находит свое воплощение в публичном, открытом характере деятельности государственных органов власти и органов местного самоуправления. Вместе с тем, публичность и открытость означают наличие общественного контроля за деятельностью государственного аппарата и органами местного самоуправления. Такое взаимодействие осуществляется в целях обеспечения эффективного доступа населения к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления и содействия вовлечению институтов гражданского общества в процессы принятия решений государственными органами и органами местного самоуправления и их должностными лицами.
Следует отметить, что принцип открытости и публичности деятельности заложен в основе Федерального закона от 09.02.2009 № 8-ФЗ "Об обеспечении доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления".