Официальный сайт органов местного самоуправления внутригородского муниципального образования - муниципального округа Внуково в городе Москве

Прокурор разъясняет

Статья в средства массовой информации: «О разъяснении положений федерального закона от 28.03.1998 № 53-ФЗ «О воинской обязанности и военной службе».

Основными нормативными правовыми актами в области регулирования отношений, складывающихся в сфере воинской обязанности и военной службе, являются Конституция Российской Федерации и Федеральные закон от 28.03.1998 № 53-ФЗ «О воинской обязанности и военной службе» - (далее Закон).

В целях реализации гражданами Российской Федерации конституционного долга и обязанности по защите Отечества (ст. 59 Конституции РФ) и вышеуказанным Федеральным законом регламентированы порядок и правила реализации воинской обязанности и военной службы. Правовой основой данной сферы являются также иные нормативные правовые акты Российской Федерации, регулирующие правоотношения в области обороны, воинской обязанности, военной службы и статуса военнослужащих, и международные договоры Российской Федерации.

В п. 1 ст. 1 Закона установлено, что воинская обязанность граждан Российской Федерации предусматривает: воинский учет; обязательную подготовку к военной службе; призыв на военную службу; прохождение военной службы по призыву; пребывание в запасе; призыв на военные сборы и прохождение военных сборов в период пребывания в запасе.
В соответствии с Законом на воинском учете не могут состоять граждане, освобожденные от исполнения воинской обязанности; проходящие военную службу или альтернативную гражданскую службу; отбывающие наказание в виде лишения свободы; постоянно проживающие за пределами Российской Федерации; а также лица женского пола, не имеющие военно-учетной специальности.

Рассматривая вопросы воинской обязанности граждан в мирное время, следует отметить, что отбор граждан на военную службу осуществляется по правилам, предусмотренным Положением об отборе граждан, подлежащих призыву на военную службу, а также граждан, поступающих на военную службу по контракту, для исполнения специальных обязанностей военной службы (утв. Постановлением Правительства РФ от 26.02.1999 N 222), и начинается с их первоначальной постановки на воинский учет при достижении ими 17 лет специальной комиссией, создаваемой в районе, городе без районного деления или ином равном муниципальном (административно-территориальном) образовании.
В ходе отбора граждан на военную службу комиссия по постановке граждан на воинский учет выявляет морально-психологические качества, профессиональную подготовку, семейное положение, социальный облик гражданина, подлежащего призыву, организует его медицинское освидетельствование и определяет годность к военной службе.
Гражданин (допризывник) при первоначальной постановке на воинский учет подлежит первичному обязательному медицинскому освидетельствованию врачами-специалистами. По результатам этого освидетельствования комиссия определяет годность допризывника к военной службе по состоянию здоровья и принимает решение о постановке на воинский учет либо вносит на рассмотрение призывной комиссии вопросы о зачислении в запас гражданина, признанного ограниченно годным к военной службе, или об освобождении от исполнения воинской обязанности гражданина, признанного негодным к военной службе.

В п. 2 ст. 7 Закона определены уважительные причины неявки гражданина по повестке военного комиссариата или иного органа, осуществляющего воинский учет (при условии документального подтверждения причин):
- заболевание или увечье гражданина, связанные с утратой трудоспособности;
- тяжелое состояние здоровья отца, матери, жены, мужа, сына, дочери, родного брата, родной сестры, дедушки, бабушки или усыновителя гражданина либо участие в похоронах указанных лиц;
- препятствие, возникшее в результате действия непреодолимой силы, или иное обстоятельство, не зависящее от воли гражданина;
- иные причины, признанные уважительными комиссией или судом.
Учитывая приближающуюся призывную кампанию, хотелось бы обратить внимание на основания и специфику предоставления студентам ВУЗов отсрочек от призыва на военную службу.
Так, согласно ст. 24 Закона отсрочка от призыва на военную службу предоставляется в том числе гражданам обучающимся по очной форме обучения в имеющих государственную аккредитацию образовательных учреждениях по соответствующим направлениям подготовки (специальностям) высшего профессионального образования по, программам бакалавриата, если они не имеют диплом бакалавра, диплом специалиста или диплом магистра, - на время обучения, но не свыше нормативных сроков освоения основных образовательных программ; программам подготовки специалиста, если они не имеют диплом бакалавра, диплом специалиста или диплом магистра, - на время обучения, но не свыше нормативных сроков освоения основных образовательных программ; программам магистратуры, если они не имеют диплом специалиста или диплом магистра и поступили в указанные образовательные учреждения в год получения квалификации (степени) "бакалавр", - на время обучения, но не свыше нормативных сроков освоения основных образовательных программ.

В заключение хотелось бы призвать лиц призывного возраста, а также руководителей организаций к неукоснительному соблюдению требований действующего законодательства о воинской обязанности и военной службе.

Помощник прокурора
С.А. Сафонов

©2007—2024 www.munvnukovo.ru
Все материалы сайта доступны по лицензии
Creative Commons Attribution 3.0