Официальный сайт органов местного самоуправления внутригородского муниципального образования - муниципального округа Внуково в городе Москве

Прокурор разъясняет

Разъяснение законодательства о семейном устройстве детей, оставшихся без попечения родителей

Семейный кодекс Российской Федерации предусматривает следующие виды устройства детей, оставшихся без попечения родителей: передача в семью на воспитание: усыновление, опека или попечительство, устройство в приёмную семью, устройство в патронатную семью; а при отсутствии такой возможности в организации для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. 
Усыновление — это передача всех без исключения прав и обязанностей законного представительства ребёнка, принадлежавших его родителям, усыновителям или усыновителю. В соответствии с федеральным законом «Об опеке и попечительстве» фактически все семейные формы устройства ребёнка, кроме усыновления, сведены к тому или иному варианту опеки или попечительства. Таким образом, приёмная семья представляет собой форму опеки (попечительства) по договору об осуществлении опеки (попечительства). 
Статья 14 упомянутого закона прямо относит патронат (патронатное воспитание, патронатную семью) к видам установления опеки или попечительства по договору. При этом опека определена законом как «форма устройства малолетних граждан, при которой назначенные органами опеки и попечительства граждане (опекуны) являются законными представителями подопечных и совершают от их имени и в их интересах все юридически значимые действия». 
Законодательство не допускает разделения полномочий по опеке и попечительству. Кроме того, к субъектам договора о патронате (патронатным воспитателям, патронатным родителям) должны предъявляться те же требования, как и к опекунам (попечителям), а их полномочия по законному представительству детей возникают с момента издания акта об установлении опеки или попечительства.
Аналогично и с приёмной семьёй: полномочия приёмных родителей возникают, как и у опекуна, с момента принятия акта органов опеки и попечительства о назначении опекуна или попечителя, и только в силу данного акта.
Форма и вид устройства ребёнка определяются органами опеки и попечительства с тем, чтобы был обеспечен приоритет семейных форм устройства ребёнка. 
Установить опеку над ребёнком можно в случаях, когда:
- родители неизвестны (ребенок подкинут, найден);
- родители умерли;
- родители признаны судом безвестно отсутствующими или умершими;
- родители признаны судом недееспособными;
- родители лишены родительских прав;
- родители обратились с заявлением об становлении опеки над их ребёнком по различным обстоятельствам (для родителей, не достигших на дату подписания согласия 16-ти лет, необходимо ещё и согласие их законных представителей);
- родители, уклоняющиеся от воспитания детей или от защиты их прав и интересов.
Пожалуй, единственным «абсолютным» ограничением при выборе формы устройства является мнение самого ребёнка. Недопустимо установление опеки, если ребёнок, достигший 10-ти лет, против него возражает. При этом органам опеки надлежит тщательным образом выяснить мотивацию ребёнка, для чего надо привлечь педагогов, психологов.
Ошибочным является мнение, что при появлении претендующих на воспитание ребёнка родственников, ребёнок, уже переданный в семью «посторонних граждан», подлежит передаче родственникам. Закон не предусматривает такого основания прекращения опеки, как «появление родственников». В каждом конкретном случае вопрос должен решаться лишь исходя из интересов ребёнка и лишь таким образом, чтобы было достигнуто согласие между опекуном и претендующими на опеку родственниками, а также учтено мнение ребёнка (с 10 лет — в обязательном порядке). При этом родственники, претендующие на опеку (попечительство) над несовершеннолетним, должны отвечать общим требованиям для опекунов (попечителей), установленным законом. Споры по данным вопросам решаются в судебном порядке по заявлению заинтересованного лица.
Возможность устройства детей иностранцев допустимо только в тех случаях, если мать, оставившая ребёнка в роддоме или больнице, не предъявила документов, то данный ребёнок будет являться гражданином России по рождению, и у него юридически отсутствуют  родители, а также если мать, написавшая согласие на усыновление своего ребёнка, имеет гражданство иностранного государства, такой ребёнок всё равно подлежит устройству в семью в соответствии с  законодательством РФ как оставшийся без попечения родителей. В случае, если мать, предъявившая паспорт иностранного государства, оставила ребёнка в роддоме, не подписав согласия на усыновление, судьбу такого ребёнка определяют компетентные органы государства, гражданкой которого является его мать. Для этого учреждение, где оставлен ребёнок, либо органы опеки и попечительства должны сообщить в посольство (консульство) той страны, гражданкой которой является мать ребёнка, и в дальнейшем действовать по указанию посольства (консульства). также возможна процедура устройства в семью на территории Российской Федерации, если мать является гражданкой Белоруссии, Узбекистана, Казахстана, Таджикистана, Армении, Украины, Киргизии, Молдавии, Азербайджана, Грузии или Туркмении, то органы опеки вправе установить опеку в отношении ребёнка, уведомив об этом посольство (консульство) указанных стран.
Усыновление иностранного гражданина допускается с согласия компетентных органов страны, гражданином которой является усыновляемый ребенок. 
 


Помощник межрайонного прокурора г. Москвы
Е.А. Лебедева
Солнцевский межрайонный прокурор г. Москвы
И.В. Саницкий

 

©2007—2024 www.munvnukovo.ru
Все материалы сайта доступны по лицензии
Creative Commons Attribution 3.0